Туркмены: народ с богатой историей и культурой

Туркменские племена

Туркменский образ жизни

асмалык

Современными туркменскими племенами обычно правили Сердары (вождь, военачальник, дворянин) и руководил Аксакгал (пожилой мужчина), который в большинстве случаев выбирался по общему мнению. Aksakgals руководствовались их люди по неписаному обычному праву называют оторвали или адат. Помимо руководства и регулирования дел между отдельными людьми, семьями и группами, аксакгал, наряду с сердарами, принимал важные решения о распределении воды, земли или об объявлении и ведении войны.

Туркменские племена признавали только свою свободную волю в качестве главной власти и никогда не были лояльны ни одной из иностранных держав, завоевавших их земли. Они всегда выбирали восстание и бороться за свою свободу, о чем свидетельствуют многочисленные сражения и восстания против соседних узбекских ханств, Персидской и Российской империй. Такие ханы и сердары различных туркменских племен, как Аба Сердар, Кеймир Кор, Нурберди Хан, Говшут Хан, Дыкма Сердар и другие, являются наиболее известными и до сих пор пользуются уважением современного туркменского народа.

Современные туркмены: традиции, обычаи и образ жизни

Одной из основных черт туркменской культуры является гостеприимство. Гости считаются священными и у них всегда найдется место в доме туркмена. Прием гостей сопровождается традиционным чаепитием, которое символизирует радушие и дружелюбие хозяев.

Традиции и обычаи туркменов пронизывают также их одежду. Традиционный национальный костюм для мужчин состоит из светлой рубашки и широких панталонов, узкой фартухи и пояса. Женщины обычно носят яркие платья и головные уборы из шелка, богато украшенные вышивкой и бисером.

Туркменская кухня также заслуживает особого внимания. В основе ее лежат мясо, овощи, хлеб и молочные продукты. Популярными блюдами являются шашлык из баранины, плов, супы и различные выпечки. Кухня туркменов известна своими ароматными и вкусными блюдами.

Современный образ жизни туркменов сочетает в себе традиции и новые тенденции

Традиционные ремесла, такие как ковроткачество, вышивка и изготовление ювелирных изделий, все еще являются важной частью экономики и культуры народа

Важную роль в жизни туркменов играет также спорт. Традиционные виды спорта, такие как конный спорт, аркебузирование и туристические походы, остаются популярными в стране. Туркмены также участвуют в современных видов спорта, таких как футбол и баскетбол.

Современные туркмены стремятся сохранить свою культуру и традиции, одновременно адаптируясь к современному миру. Их обычаи, традиции и образ жизни отличаются уникальностью и ценным вкладом в мировую культуру.

Туркменский народ

Туркмены – древний тюркский народ

Туркмены, древний тюркский народ, в настоящее время составляет почти 67% (более 6 миллионов человек) всего населения Туркменистана. Кроме того, туркмены проживают в Иране, Афганистане и России.

По своему внешнему виду, туркмены выделяются своим крупным телосложением, продолговатой формой головы, узким лицом и довольно высоким лбом, относительно темным оттенком волос, глаз и цветом лица. Монголоидные черты у них незначительны.

Существуют различные мнения о происхождении туркменского народа. Большинство считают их потомками Огуз хана. Т.к. Огузы в больших количествах переходили границы Туркменистана в IX — XI веках, они сыграли важную роль в формировании туркменов как нации, определяли их язык, культуру и в большой степени физическую внешность, помимо многих других черт. Однако, другие ученые считают что древними предками туркменов были древние ирано-язычные кочевые и полукочевые племена, проживающие на территории современного Туркменистана. Даже этноним «туркмен» имеет староперсидское происхождение. Этим именем «похожие на турков» (туркманенд). назывались ирано-говорящие кочевники. Этноним туркмен впервые появился в арабских источниках второй половины X века и согласно различным средневековым источникам означает «тюркоподобный» или «тюркский народ» . Так или иначе, но процесс формирования туркменской нации завершился в XIV-XV веках, когда после монгольского завоевания образовались новые объединения племён, ставшие ядром туркменской нации.

Традиционное занятие туркменов было поливное земледелие в сочетании с кочевым скотоводством. Туркмены вели полукочевой образ жизни, согласно которому все жители одной деревни подразделялись на скотоводов и оседлых земледельцев. Западная часть Туркмении в основном была скотоводческой (разводили овец, верблюдов, лошадей), а некоторые туркмены, проживающие в оазисе, занимались земледелием (выращивали пшеницу, сорго, бахчу и хлопок) и разведением крупного рогатого скота. К середине XIX столетия высокого развития достигли также ковроткачество и шелководство.

Под влиянием такого образа жизни туркмены, как и многие другие азиатские народы в течение многих веков сумели сохранить культурные особенности, традиции и обычаи своих предков. В этом отношении, люди унаследовали уникальную самобытность, заметную во всех сферах жизни. Например, традиционное жильё туркменов юрта до сих пор используется во многих местностях, как летний домик во дворах или как жилище для пастухов на дальних и сезонных пастбищах. Несмотря на моду, туркмены до сих пор остаются переданными своей традиционной одежде.

За городом, в частности в сельской местности, особенно приятно носить вязанную шапку, длинные стёганные халаты и широкие штаны. Женщины часто носят длинные шёлковые платья и полосатые штаны, пряча волосы под лёгкими платками или шарфами. Такая одежда очень практична в сухом жарком климате. Жизни местных жителей и жизни туркменской семьи сопутствуют обычаи и традиции. 89% населения Туркменистана составляют мусульмане-сунниты. Но для туркменов веками существующее положение родовых отношений имеет не меньшее значение, чем религия. Даже городские жители с уважением отностся к членам своих родовых групп, а в сельской местности доминирует клановая и родовая привязанность.

Занятие текинцами Ахала, Теджена и Мерва

Петрусевич (Зап. Кавк. Отд. Имп. Р. Г. О. кн. XI вып. I, 1880 г.) сообщает, что по рассказам Буджнурдского и Кучанского правителей, текинцы заняли Ахал 163 года тому назад, во времена шаха Тахмаспа; с тех пор до настоящего столетия они ограничивались пределами оазиса. Но увеличение населения и ограниченное количество воды заставили текинцев отыскивать себе новые места, годные под поселения. Под предводительством Ораз Хана часть текинцев вышла из Ахальского оазиса и поселилась по Герируду, верстах в 80 прямо на восток от селения Гяурса.
Ораз Хан, перебравшись к Герируду, устроил на правом его берегу укр. Теджен или Ораз-Кала, вследствие чего и вся река Герируд от укр. Серахса до своего окончания стала называться Теджен-Дарьей. Поселившись по Теджену, текинцы получили возможность делать набеги на северо-восточные провинции Персии, пока выведенный из терпения грабежами текинцев правитель Хорасана Асифуд-доуле Алла-Яр-Хан в 40-х годах этого столетия не напал на них и не уничтожил их поселений.
Текинцы опять собрались в Ахал, но недостаток воды и земли заставил снова искать для поселения новые места. Тогда тот же самый Ораз Хан с другими выборными от текинцев явился к правителю Хорасана с просьбой дозволить поселиться в старом Серахсе, на правом берегу реки Герируда, и занять местность вокруг него. В то время пространство около старого Серахса по об стороны реки было свободно. Получив разрешение, текинцы сначала жили мирно с персами и обратились для грабежа к северу в Бухару и Хиву и к кочевьям сарыков и салоров. Бывший в то время Хивинским ханом Мухамед Эмин два раза ходил усмирять их и во второй свой поход в 1855 году был убит, с тех пор текинцы в Серахсе сделались еще смелее и стали грабить не только бухарцев, хивинцев, сарыков, (живших в Мерве), но и вес провинции Хорасана.
Наконец, правитель Хорасана (Султан Мурад Мирза Хыссамус Султанэ) решился окончательно усмирить текинцев; в старом Серахсе появились персидские войска, все поселения были разорены, и текинцы бежали в Мерв на Мургаб (Это было в 50-х годах XIX в.). Но тут жили сарыки. Между текинцами и сарыками завязалась борьба за обладание Мервом и низовьями Мургаба. Побеждены были сарыки, которые и ушли вверх по течению реки к урочищам Елотану и Пенде вытеснив, в свою очередь, из Елотана салоров (Мы сохраняем везде старинное вазвание племени, вместо нынешнего «салыр»), которые перебрались с разрешения персидского правительства к развалинам города Зур-Абада, лежащим на левом берегу Герируда в 120 верстах южнее Серахса. С этого времени текинцы сделались в Мерве полными хозяевами всех земель на оконечности реки. Набеги их и грабежи сделались еще более ужасными для северо-восточных провинций Хорасана и северных окраин Афганистана. Все это заставило персидское правительство двинуться на Мерв с целью разорить его окончательно. Предварительно, в 1860 году, было устроено укрепление на левом берегу реки Герируда, против старого Серахса, названное новым Ссрахсом, и в 1861 году двинулось через Серахс к Мерву персидское войско; потерпев совершеннейший погром (Многочисленная артиллерия, взятая текинцами в этом сражении, хранится при Мервском Уездном Управлении), персы окончательно оставили мысль действовать против текинцев Мерва и ограничились только охраной своих провинций от их набегов. Текинцы же после такого успеха сделались вполне независимыми, ибо до того времени то признавали себя хивинскими, то персидскими подданными, смотря по тому, на чьей стороне была сила.
В 1870-х годах текинцы Мерва напали врасплох на салоров у Зур-Абада, захватили все стада и многие семьи и предложили остальным следовать в Мерв, где и расселили их между всеми своими родами небольшими группами, в 10-12 семей.
К этому следует добавить, что в 1884 году Тедженский оазис снова был занят текинцами, пришедшими из Мерва, когда по распоряжению генерала Комарова была восстановлена Карры-бендская плотина.

Склонение существительного «туркмен» (изменение по падежам и числам)

Существительное «туркм е́ н» (одуш.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный Кто? Что? туркм е́ н туркм е́ ны
Родительный Кого? Чего? туркм е́ на туркм е́ нтуркм е́ нов
Дательный Кому? Чему? туркм е́ ну туркм е́ нам
Винительный (одуш.) Кого? Что? туркм е́ на туркм е́ нтуркм е́ нов
Творительный Кем? Чем? туркм е́ ном туркм е́ нами
Предложный О ком? О чём? туркм е́ не туркм е́ нах

Делаем Карту слов лучше вместе

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: спектакль — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «туркмен&raquo

Для большей убедительности хан показал нашим посланцам двух туркмен, из числа будто бы виновных в нападении, которых водили перед всем войском на тонкой верёвке, продёрнутой одному в ноздрю, а другому – в ухо.

Цитаты из русской классики со словом «туркмен»

Иногда рассказывали о царях, о том, как они умны и добры, как боятся и ненавидят их иностранцы за то, что русские цари всегда освобождали разные народы из иностранного плена — освободили болгар и сербов из-под власти турецкого султана, хивинцев, бухар и туркмен из-под руки персидского шаха, маньчжуров от китайского царя.

1. представитель тюркского народа, составляющего основное население Туркмении (Викисловарь)

Дополнительно

Предложения со словом «туркмен&raquo

Для большей убедительности хан показал нашим посланцам двух туркмен, из числа будто бы виновных в нападении, которых водили перед всем войском на тонкой верёвке, продёрнутой одному в ноздрю, а другому – в ухо.

Когда он подрос, его родственники, довольно богатые, привезли его обратно в родной аул, и там он вырос уже туркменом.

У лавок стояли, держа в поводу коней, рослые кочевые туркмены в красных полосатых халатах и очень высоких мохнатых папахах, чей бараний мех свисал на глаза.

Источник

Происхождение туркменов: от древности до наших дней

Туркмены, народ из группы тюркских народов, имеющий богатую историю и культуру, восходят к древним временам. Их происхождение связано с развитием и миграцией тюркских племен в Центральной Азии. Специалисты полагают, что первые тюркские племена, которые могут считаться предками туркменов, появились около II и I тысячелетия до нашей эры.

История туркменского народа была тесно связана с великими империями и государствами, которые возникали и процветали на территории Центральной Азии. Особенно важную роль в формировании культуры и истории туркменов сыграли Саки, причем их культура оказала влияние на широкий спектр архаических культур тех времен. Впоследствии тюркские племена мигрировали и обосновались на различных территориях, включая Переднюю Азию и Туркестан.

Одним из важнейших периодов в истории туркменов является период Великого Селджука и сформировавшегося в его окружении султаната Рум. Туркмены занимали высокие посты и играли ключевую роль в административной и военной системе этих государств. Они также внесли значительный вклад в культуру и искусство того времени.

В период средневековья на территории современного Туркменистана существовали различные государства, такие как Хорезмшахи и туркменские Ханаты, которые оказались влиятельными и могущественными. Туркмены активно практиковали скотоводство и кочевой образ жизни, что сказалось на их жизненной позиции и общественных традициях.

Бытовая жизнь и культура туркменов продолжили эволюционировать и преобразовываться в процессе взаимодействия с другими народами и государствами. В течение последних столетий Туркменистан являлся частью Русской империи, а затем Советского Союза. Этот период имеет свои особенности в истории туркменского народа и влияет на его современное состояние и культуру.

На протяжении всей истории Туркменистан служил местом торговли и взаимодействия различных культур. Это способствовало смешению и взаимному влиянию различных культурных традиций и наследий. Сегодня туркмены являются одним из самых аутентичных народов Средней Азии и сохраняют множество уникальных традиций, обычаев и языка.

Таким образом, происхождение туркменов прочно связано с древними временами и историческими событиями региона. В течение многих веков они сохранили свою уникальность и культурное наследие, делая их одним из наиболее интересных и значимых народов Центральной Азии.

Лингвистика

Лингвист Ларри Кларк писал:

«На текеском диалекте [] говорят представители племени теке, поселившиеся в южных районах Туркменистана и вдоль северной оконечности гор Кёпетдаг, от Гизиларбат до берегов рек Мургап и Теджен. Этот диалект имеет два поддиалекта:
а) Ахал: районы Теджен и Ашхабад до Гызыларбата, включая районы Бузмейин, Гёкдепе, Бэхердин, Бами и Гоч.
b) Марийский: Марийский, Тюркменгальский, Сакарчагский, Мургапский и Байрамалинский районы ».

Официальный Туркменский язык основан на ахалтекинском и маритекинском диалектах. Стюарт писал в 1881 году: «Туркманы говорят на тюркском языке, который очень мало отличается от тюркского языка, на котором говорят по всей Северной Персии, и турки Персии понимают это, хотя есть некоторые различия. Персы называют тюрков, на которых говорят туркманы, джагатаями. . » Обычное использование Чагатай как тюркский лингва франка Центральной Азии, однако, изменились под Советский правил в 1924 году, когда русский стал общим литературным языком Центральной Азии, и местные диалекты тюркских языков были разрешены для использования в публикациях.

Первые попытки в конце 1920-х — начале 1930-х годов создать общий литературный туркменский язык, включающий элементы всех основных диалектов, потерпели неудачу, когда Чистки Иосифа Сталина привел к гибели вовлеченных интеллектуалов. После обретения независимости политическое господство племени теке привело к де-факто принятие текинского диалекта в качестве стандарта литературной туркменской речи и письма. Как выразился Кларк,

«Стандартный туркменский язык считается своим национальным языком всеми туркменами, проживающими в Туркменистане, и, по мнению многих туркмен, по крайней мере, некоторыми из тех, кто живет в соседних странах. Этот частично абстрактный стандартный язык наиболее близок к настоящему языку диалекта теке. и особенно его ахалского поддиалекта, на котором говорят в Ашхабадском регионе, потому что многие из специалистов, сформулировавших литературный язык в 1930-х годах, были ахалтекинцами, а большинство чиновников, бизнесменов и интеллектуалов, которые обычно используют литературный язык, — ахалтекинцы или живем в Ашхабаде ».

Положение женщины в семействе

Туркмен смотрит на женщину, как на существо низшее, называя ее «начар» (неравноравная) и не допускает ее вмешиваться в разговор между мужчинами и в обсуждение общественных вопросов. Но за то, в делах домашнего хозяйства женщина пользуется большим влиянием и без предварительного с ней соглашения туркмен редко что-нибудь продает и покупает. В женитьбе сына и при выдаче дочерей замуж согласие матери считается обязательным. Во внутренней жизни туркменка пользуется гораздо большей самостоятельностью, чем другие среднеазиатские женщины: сартянки, таджички и персиянки. Но тем не менее, она находится в вечной зависимости от мужчины, и только при неимении никого из родственников мужчин со стороны отца, она становится самостоятельной. Девушкой она принадлежит, и принадлежит как имущество, отцу или, за неимением его, старшему в его роде, которые ее продают в замужество по своему усмотрению и присваивают полученные деньги в свою пользу. По выходе в замужество она принадлежит мужу; овдовев бездетно, она снова делается собственностью тех же ближайших родственников. Только материнство до некоторой степени обеспечивает самостоятельное вдовство, так как она является опекуншей своих детей и не может быть продана в новое замужество насильно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: